МОУ «ЦО Иваньковский»
Проект «Электронная школа» представляет возможность взаимодействия школьников, их родителей и учителей, через интернет и SMS. Родители, которые стали пользователями системы «Электронная школа», получают информацию о расписании занятий ребенка, его оценках, замечаниях и т д.
- МОУ «ЦО Иваньковский»

Город Одоев музей Филимоновской игрушки

21.12.2013

 
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.   Для филимоновской игрушки и по сей день характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого, малинового, желтого и зеленого цветов. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами.  Эта игрушка меньше всего изменилась за последнее время. Искусство филимоновских мастериц (а именно женщины создают ее) было и остается крестьянским. Богатые залежи жирной, словно масло, глины-синики как нельзя лучше подходили для лепки игрушек. Именно особенности глины придали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает — так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.  У филимоновских игрушек мало деталей. У барыни — высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношению к верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпка или крестьянский головной убор — повойник. Мужские фигурки (это чаще всего кавалеры или солдаты) — высокие, длинноногие, в характерных костюмах — мундире с погонами, шляпке с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Каблуки дают дополнительную опору фигурке. Под мышкой солдаты держат птиц.  В отличие от дымковских все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. 

  

Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того, что роспись велась пером (вернее, верхней его частью, а все остальное очищалось), она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа. Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. 

  

«Жемчужина народного искусства»
Ты откуда пришла к нам такая?
 Вся простая, без хитрых затей.
 С длинной шеей и расписная,
 Для игры и забавы детей.
 Я тебя полюбил в раннем детстве – 
 Мастерицею бабка была.
 Ты ко мне перешла по наследству
 От красивых людей из села.
 Для тебя не страшны расстоянья.
 Ты – от предков далеких времен.
 Эти глиняные изваянья – 
 Колокольной Руси перезвон.
Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. 
По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. 
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.
Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.
В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.
Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Першин В.Б., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением и радостью трудятся Марченкова М.Н., Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М..
1 ноября 2013 года учащиеся МКОУ «Иваньковская СОШ» посетили музей «Филмоновской игрушки» в городе Одоев.
Музей невелик, но весьма познавателен и интересен. Экскурсия, проведенная женщиной, Ольгой Сергеевной, глубоко знающей историю народного промысла и явно гордящейся этим достоянием своей малой родины, очень понравилась.


Снаружи здание музея показалось нам не очень привлекательным. Однако нас ожидал тёплый приём и увлекательный рассказ об истории Филимоновской игрушки; деревне, где зародился этот промысел и древнем Одоеве. Нам рассказали о современных мастерах этого искусства, изделия которых, кстати, можно купить в сувенирной лавке. Сувенирная лавка нам очень понравилась. Экспозиция представлена множеством игрушек, которые были произведены в основном в послевоенный период. 

 

Также имеются древние игрушки и изделия, найденные в ходе археологических раскопок. В музее собраны коллекции игрушек других глиняных художественных промыслов: Дымковская, Яснополянская и пр. В экспозиционных залах стоят рабочие прялки и ткацкий станок, которые используются сотрудниками музея. Люди, работающие в музее, горячо любят родной край, чтут традиции и обучают этому школьников.

 

Мастер – класс проводил заслуженный художник Орлов Роман.
Потомственный мастер, правнук известной филимоновской мастерицы А.И. Дербеневой, внук мастерицы В.Н. Масленниковой, сын Орловой Е.А.
 С раннего детства впитывал азы семейного ремесла.
Роман с любовью и заботой относится к своему ремеслу, учит детей и взрослых расписывать филимоновскую игрушку.
Ребята с большим увлечением занимались росписью филимоновской игрушки. Вот что у нас получилось.




 


 
 

Прогноз погоды
Яндекс.Погода
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральный портал Единое окно доступа к образовательным ресурсамЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсовФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Яндекс.Метрика